Прикладная кинезиология в восстановительной медицине

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НЕВРИТОВ ЛИЦЕВОГО НЕРВА У ДЕТЕЙ

Дьякова В.Н.
Областная детская больница,
г. Ростов-на-Дону, Россия

Резюме. У пациентов с периферическими парезами лицевого нерва показана эффективность сочетания классических методов лечения невритов лицевого нерва и краниальной мануальной терапии с использованием прикладной кинезиологии.

The resume. At patients with peripheral paresis an obverse nerve efficiency of a combination of classical methods of treatment neuritis an obverse nerve and cranio-sacral fmanipulation with use applied kinesiology is shown.

Актуальность. В последние десятилетия возрос удельный вес неврологической патологии у детей, в том числе и периферических невритов лицевого нерва, при этом отмечаются низкие темпы субъективного и неврологического улучшения, высок риск отсутствия положительной динамики или развития вторичной контрактуры мимической мускулатуры лица.

Материал и методы. Обследовано и пролечено 28 детей с диагнозом: периферический неврит лицевого нерва травматического (3 пациента - 10,7%) и инфекционного происхождения (25 детей - 89,3). Всем детям проводились стандартные и оригинальные методы исследования: неврологический осмотр, визуальная диагностика по методике, разработанной и детализированной Л.Ф.Васильевой, мануальная диагностика, мануальное мышечное тестирование (ММТ), рентгенологическое, электромиографическое обследование.

Результаты. При обследовании у детей кроме классических симптомов периферического пареза лицевого нерва, нарушений осанки, при ММТ выявлено наличие положительной терапевтической локализации (ТЛ) над большинством швов и костей черепа в 100% случаев. Также в 100% случаев выявлено снижение по частоте и амплитуде краниосакрального ритма. У 11 детей (39,3%) выявлена компрессия сфено-базилярного симфиза.

Смещение нижней челюсти в сторону, противоположную стороне поражения с блокадой гетеролатерального височно-нижнечелюстного сустава диагностировано у 15 пациентов (53,6%).

Болезненные миогенные пункты чаще всего обнаруживались в щёчной и подбородочной мышцах, реже лобной мышце и круговых мышцах рта и глаз, триггерные точки также были обнаружены в верхней и средней трети кивательных мышц на стороне поражения. При обследовании поднижнечелюстной области отмечено укорочение челюстно-подъязычной, двубрюшной мышц на стороне поражения и смещение подъязычной кости вверх и кзади. На электромиограмме у 25 детей (89,3%) до лечения определялось снижение М-ответа, при произвольных сокращениях регистрировался интерференционный тип сниженной амплитуды и плотности (20 пациентов - 71,4%).

В связи с вышеуказанным у детей с невритом лицевого нерва особое внимание уделялось устранению нарушений в работе краниосакральной системы. Мануальная терапия сочеталась с классическим реабилитационным лечением.

Введение мануальной терапии в курс лечения детей с периферическими невритами лицевого нерва привело к повышению эффективности восстановительной терапии. У большинства наших пациентов (24 человека -85,7%) удалось в более короткие сроки (10-15 дней вместо 20-25) добиться субъективного и клинического улучшения. На контрольных электромиограммах у обследованных детей (23 человека - 82,1%) в сроки от 1 до 3месяцев отмечена тенденция к увеличению амплитуды М-ответа на 10-15%. У 4 пациентов (14,3%) возникла необходимость повторного курса лечения.

Выводы. У детей с периферическими невритами лицевого нерва показано применение мануальной терапии, в комплекс которой обязательно должна быть включена работа с краниальной системой, что обеспечивает лицевому нерву достаточную декомпрессию в канале височной кости и возможность более ранней и полной реиннервации.